Компания-гигант vs небольшая компания: что выгоднее разработчику?

Интервью с Андреем Березиным ― директором и основателем компании Zennex, специализирующейся на разработке мобильных и веб-приложений.

Краткая сводка: компанияZennex на рынке с 1999 года, в активе более 160 успешно выполненных проектов для российских и зарубежных заказчиков, штат ― 15 человек.

Андрей, правда ли, что джуниор-разработчики часто сталкиваются с проблемой поиска работы по причине отсутствия должного опыта. Что думаете на этот счет?

Разумеется, любая софтверная компания хочет специалистов с опытом. И все же небольшие компании, на мой взгляд, проявляют бОльшую гибкость в кадровой политике — зачастую они готовы снизить планку по стажу работы, если увидят потенциал в начинающем разработчике. Ум, адекватность и способность быстро учиться — ключевые параметры в этом смысле. По крайней мере, лично я обращаю внимание на ребят, демонстрирующих именно эти качества.

То есть для джунов лучше делать выбор в сторону небольших компаний ввиду их гибкости, это единственное преимущество таких компаний?

Не только. Зачастую это еще и перспектива быстрого роста. В крупной и зрелой компании, скорее всего, все ключевые позиции уже заняты, поэтому в перспективе многих лет начинающему специалисту «не светит» подняться по карьерной лестнице. В то время как в небольшой компании такой человек, при наличии соответствующих качеств, очень быстро может обнаружить себя выполняющим функции, скажем, тим-лида. А если повезет и компания будет стремительно расти, то через несколько лет можно легко дослужиться до технического или исполнительного директора (если вы стартовали с позиции, например, менеджера проектов или QA-инженера). Я лично знаю две компании, в которых человек, придя первым наемным сотрудником, становился через 1-2 года техническим директором. Полагаю, оглянувшись по сторонам, вы без труда найдете подобные примеры и в вашем окружении.

Про перспективы роста для начинающих специалиста понятно, а как насчет выбора специализации?

В большинстве случаев человек не знает, в чем он хорош и что ему нравится, пока не попробует себя в разных вещах. В больших коллективах, как правило, специализация узкая, поэтому специалист выполняет узкий круг типовых задач. В маленьких же командах, напротив, приходится выполнять самые разные функции. Например, формальный менеджер проектов может фактически быть еще и аналитиком и немного инженером по качеству. Или веб-программисту может понадобиться изучить разработку под Android или iOS, просто потому что отдельного программиста под это пока нет. Конечно, это не вариант для того, кто четко знает, чего хочет — например, писать только на c# и ни на чем другом. Но простой вопрос: как человек поймет, что это его, если он только начинает профессиональную деятельность и мало что пробовал?

Добавьте к этому быстрые перемены в IT — некоторые технологии умирают через 5 лет, а некоторые даже через 3, поэтому рано или поздно любому специалисту придется изучать новое. Поэтому я считаю, что пробовать делать что-то необычное имеет смысл хотя бы ради тренировки гибкости мозга. Это полезно для инженера любого уровня. И обеспечит способность оставаться востребованным специалистом при любых изменениях внешних обстоятельств.

Возможно, есть и другие положительные стороны работы в маленьких компаниях, я перечислил лишь те, что мне пришли в голову в первую очередь. Разумеется, свои плюсы есть и в больших коллективах, но это тема уже другого разговора.

Опубликовано 22 апреля 2021