Как выйти на глобальный рынок и преуспеть

Из истории:

Первая зарубежная поставка владельца компании Zennex Андрея Березина была случайной. В 1999 году он участвовал в программе «Бизнес для России», организованной службой занятости, с точностью об источнике не утверждается из-за, соответственно, временных обстоятельств. Своего бизнеса у него тогда не было,но победа в конкурсе благодаря обстоятельному бизнес-плану, сообразительности и хорошему английскому сделали свое дело. Посетил Сент-Луис, познакомился там с людьми из айтишной сферы… А через два месяца появился клиент с реальной задачей. Работу оценили в 250 долларов, клиент ответил: «Хорошо, сделаете для меня это и еще кое-что, я вам заплачу 500».

Тот, первый, клиент оставался основным до 2002 года. Потом разработчики из Томска начали рассылать письма, по современным меркам — смешные и наивные. В ответ — молчание или ответы в духе «я не работаю с придурками, которые меня спамят». Однако именно тогда сложился пул заказчиков, с которыми компания сотрудничает до сих пор. И которых ценит: как известно, продажа постоянным клиентам обходится в несколько раз дешевле, чем завоевание новых.

Не всегда отношения с иностранными партнерами складывались гладко. Один заказчик, для которого разрабатывали ПО, через два месяца сотрудничества устроил истерику: «Вы меня хакнули!». Пришлось успокаивать его и помогать устранять взлом системы. Это лишь один из примеров, когда в результате совместно пережитого болезненного опыта доверие между сторонами сильно укреплялось.

По-своему удивил заказчик из Кореи, который пришел в Zennex по рекомендации. Компания делала для нее приложение на Android для управления электронным устройством. Из-за ошибки банка, предоплата «застряла» и заказчик отправил приличный внеочередной платеж без лишних слов и требования каких-то гарантий. Получилось, что клиент оплатил 70% заказа в самом начале работ. Трудно представить такой уровень доверия в Европе, США или России. А вот в азиатских культурах такие чудеса случаются, если клиент пришел по рекомендации.   

Сейчас, когда исполнителя для решения любой IT-задачи можно найти на бирже в интернете, томичам приходится конкурировать глобально, по большей части с индусами и китайцами. Поэтому умение договариваться, выстраивать долгосрочные отношения играет все возрастающую роль.

Директор компании Zennex Андрей Березин:

— На старте мне помогла и помогает до сих пор здоровая доля авантюризма, свойственная любому бизнесмену. Плюс открытость миру, готовность идти на риск и говорить «да» новым контактам и проектам. Большинство идей никогда не «выстрелят», а большинство контактов останутся просто мимолетными знакомствами. Но что-то обязательно перерастет в серьезный проект или отношения. Причем, по моим наблюдениям, в деловых отношениях, как и в личных, важна взаимная симпатия. В этом мире все приходит к нам через других людей, а мы все существа иррациональные: если человек тебе нравится, то ты будешь с ним иметь дело, если не нравится — едва ли, несмотря ни на какие логические доводы. Менталитет в разных странах, конечно, различается, но в общем и целом этот принцип универсален. Поэтому я в себе сознательно развивал «экстраверсию». 

Полная статья и история других томских компаний на официальном информационном портале Томской области


Опубликовано 1 March 2018